История плетения бисером насчитывает около 40 тысяч лет. Собственно такого возраста первые бусы были найдены при раскопках в Кении археологами. Их считают одним из многочисленных свидетельств зарождения человечества именно на африканском континенте.
Человек окончательно отделился от животного мира когда придумал бусы – начало культуры и духовности. Так считают ученые. Верно ли это утверждение – неизвестно, однако везде и всюду в истории людей сопровождали украшения, собранные из бисера. Их вешали на различные части тела, украшали ритуальные предметы, оружие, одежду. Разные народы изготавливали изделия из бисера из разных материалов. Но техника плетения почти одинакова. Например, плетение «мозаикой» в Америке и на Среднем Востоке была известна много раньше, чем эти народы установили связь между собой.
Но вернемся в Россию. Как и во всем мире в древности на Руси для изготовления бусин использовали камень, металл, кость. Стеклянный бисер появился на территории нашего государства уже в предмонгольский период. В первом тысячелетии н.э. славяне были знакомы со стеклянными украшениями в основном по привезенным из Сирии, Византии, Египта. Местных бусинок было мало, но зато они отличались широкой цветовой гаммой.
Первые стекольные мастерские появились на Руси в XI веке в Киеве. В то время сильно ощущалось влияние Византии и Ближнего Востока, но со временем славянский бисер приобрел самобытные черты. В период царствования на Руси татаро-монгольского ига этот вид искусства был прерван, но в XVI веке возродился вновь с новой силой. В качестве материала использовались уже драгоценные камни – перламутр, речной жемчуг и т.д. Русское прикладное искусство с того времени шагнуло широко вперед.
Бисероплетением занимались все слои населения. Некоторые ризы, покрывала, вышитые бисером руками цариц и знатных княжон сохранились и до наших дней. В XVII веке шитье бисером достигло своего расцвета. После 1917 года рукоделие не очень жаловалось, в ходу были фабричные однотипные вещи. Но в настоящее время работа с бисером снова популярна. Людям хочется использовать не вещи машинного производства, а нечто рукотворное, хранящее частицу души мастера.